В рэпе 2005-ый год, если не забыли, начался с очень мощного дебютного альбома от Game, выпущенного необычайно рано – в разгар зимы, когда сильные игроки молчат. Прошло совсем немного времени и в продажу попал второй альбом 50 Cent. Платиновые сертификаты в те денечки оставались чем-то само собой разумеющимся.
Начало 2006-го года, если помните, повергло в легкий трепет любителей сосчитать бабло в карманах лейблов. После традиционной рождественской потребительской истерии, когда альбомы Mary J Blige и Jamie Foxx отгрузились в количестве 600-700 тысяч... После всего этого настал новый год, а с ним пришли и новые правила игры.
Один за другим сильные релизы продавались в первую неделю жалким стотысячным тиражом. Артисты находили происходящему объяснения, но едва ли они действительно что-то объясняли. И вот в конце марта рэппер T.I., никогда звезд с неба не хватавший, вдруг устанавливает планку на некогда привычную (а теперь уже – непривычную, непривычно большую) высоту. 522 000 за неделю – с этих цифр начал свою жизнь альбом "The King".
Мы уж подумали, теперь все пойдет как прежде, но нет. Следующие за ним релизы оставались в рассосе, а T.I. несколько лет непонятно с чего именовавший себя королем Юга, вдруг был единогласно таковым признан.
Год 2007-ой, зима/весна, продажи альбомов продолжают валиться. Грозный Young Buck стартует со 140 000 в неделю дебюта и за два месяца в магазинах продает лишь 350 тысяч. И это еще не худший вариант! Но тут появляется T.I. и, как и год назад, все расставляет по местам. 468 000 за одну неделю, что с учетом падения продаж позволяет заключить: результат не хуже прошлогоднего.
Вас не утомил долгий экономико-математический пролог? Вообще то я планировал ограничить вступление фразой "T.I. то внатуре король!", да коллеги посоветовали аргументировать эту мысль более убедительно. Но ведь кассовость не может быть единственным критерием для оценки альбома, верно? Поэтому подробнее пройдемся по материалу.
Итак, на пятом сольном альбоме Клиффорд Харрис выступил этаким двуглавым орлом, Доктором Джекилом и Мистером Хайдом, красавцем и чудовищем одновременно, разложив свое "я" на две составляющих. От их лиц он сначала записал по одной части альбома, а в завершение столкнул героев друг с другом – такая вот несложная идея.
Первым "я" оказался "парень в шапке" T.I.P. Его часть – этакое сведение счетов, наглая и дерзкая похвальба, не без юмора, но по большей части весьма примитивная. Прелесть этих текстов не столько в самом содержании – посыл совсем не заковырист. Прелесть в том, как он это делает, в его подаче, в том, как долго он способен сохранять однажды выбранный ритм и размер, и как ловко может их менять. Сила в хуках, которые T.I.P. полупрочитывает-полупропевает, да так, что они моментально врастают в подкорку. Нельзя не упомянуть и высшего класса продакшн, особенно в синглах "Big Shit Poppin" (спасибо Mannie Fresh) и "You Know What It Is" (Wyclef Jean свое дело добре знает).
Начинается эта часть со звонка T.I.P. на лейбл Atlantic и признаний, что с него хватит. Забудьте о Мистере Милом Парне, деньги меня больше не волнуют, а смерть друга сделала меня навсегда несчастным. Все, никакого T.I.
T.I.P.-пацан занят тем, что перечисляет многочисленные победы и с высоты своего положения потешается над соперниками:
Год назад они смеялись над "Королем"
Теперь они же хотят записаться с Королем
Он пересказывает свою историю становления наркоторговца ("Dopeman"), он в паре с Jay-Z призывает хейтеров "следить за базаром" ("Watch What You Say to Me"). Это его уличные истории, где чуть что взводятся курки, где в ходу наркотически-оружейный сленг, где все жестко и еще жестче. Шутки здесь не шутят. Не считая таких вот брутальных:
Ay, I get money, all I count is big money
Dick is all she get from me, boy you know what it is
Вторая часть – прощаемся с уличным задирой. Нас встречает разомлевший лощеный миллионер от рэпа T.I. Он как бы опомнился, и не понимает, что это с ним случилось, и чем так встревожен его выпускающий лейбл. T.I.P., стало быть, больше нет. Никаких "пацанских прихватов" – теперь парень предается натуральному купанию в пафосе, хвастливо перечисляя города и страны, ставшие местом его красивого отдыха (кстати, там и Москва в каком-то контексте упомянута). Он расскажет вам, как уместить пять шлюх в четырехдверном Кадиллаке, похвалится путешествиями на частных самолетах и гарантирует, что по его прибытию в город чья-то дочка неминуемо оказывается насаженной на штырь. И за все это он благодарит хип-хоп – еще бы!
И вот наступает конфронтация. T.I. ведет беседу со своим отражением в зеркале, со своим вторым я – T.I.P. И, такие разные, прийти к единому мнению как жить дальше они не могут. На выяснение отношений у них остается три трека и было бы неправильно взять, и выложить сейчас, чем у них там закончилось.
Равно как и неправильно было бы умолчать, что критика в США отозвалась о пластинке отнюдь не в восторженных тонах. Якобы она скучна, вторична, T.I. повторяется, у него нет таких хитов как раньше. Как мы видим, у обычных слушателей оказалось противоположное мнение.